К ВОПРОСУ О САХАБАХ В БАШКИРИИ

Краткая аннотация. Полную версию читайте по ссылке ниже.

1. По данным археологии и нумизматики последователи ислама появились на территории Южного Урала не позднее VIII века, что не исключает и более раннего проникновения мусульманских проповедников, в том числе сахабов.
2. Легенда о пребывании сахабов в Волжской Болгарии не соответствует действительности, поскольку в VII веке ее попросту не существовало.
3. Агиография сахабов, отраженная в сочинениях ряда мусульманских авторов XVIII века (Хусам ад-Дин ал-Муслими, Тадж ад-Дин ал-Башкурди), была ангажирована в духе идейного течения «булгаризма».
4. В Башкирии независимо от булгаристской агиографии существовала собственная традиция почитания сахабов, которые, по башкирским преданиям, были похоронены на горе Нарыстау.

Статью подписали:

  • Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ, почетный академик АН РБ
    Кульшарипов Марат Махмутович.
  • Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
    Хисамитдинова Фирдаус Гильмитдиновна.
  • Кандидат социологических наук, лауреат Государственной премии РБ молодым ученым в области науки и техники
    Султанмуратов Ильгиз Замфирович.
  • Кандидат исторических наук, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, руководитель проекта «История башкирских родов»
    Хамидуллин Салават Ишмухаметович.
  • Кандидат филологических наук
    Гарипова Файруза Хависовна.
  • Доктор исторических наук, в.н.с Института стратегических исследований РБ
    Ямаева Лариса Асхатовна.
НарысТау

О собрании мусульман на горе Нарыстау 12 июня 2022 года.

Ассаляму галяйкум! БисмиЛляхи ррахмани ррахим!
По воле Всевышнего Аллаха 12 июня 2022 г. на горе Нарыстау прошло собрание мусульман.
С Ниятом (намерением) и стараниями Шейха Усмана (Салавата Амирхановича Кильдина) более 10 тысяч искренних мусульман собрались на горе Нарыстау около сахабов-Аулия Аллаха, чтобы вместе прочитать намазы, зикры, совершить зыярат сахабам-сподвижникам пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы помолиться за единство народов нашей Родины, за мир и процветание нашей республики, страны и всего мира.
На собрании мусульман приняли участие и уважаемые гости: Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, известные ученые — историки Салават Хамидуллин, Искандер Саитбатталов, имамы со всего Башкортостана, а также Самары, Челябинска, Кургана, Аргаяша и др. регионов России.


Еще в 2010 году именно 12 июня в день России Шейхом Усманом и искренними мусульманами, по фатихе Мауляны Шейха Султан Аулия Мухаммад Назима аль Хаккани в честь сподвижников пророка Мухаммада (с.а.с.) Заита ибн Зубаира, Зубаира ибн Абдрахмана и Усмана ибн Талха (р.а.) начались работы по строительству мечети «Сахаба» и благоустройству этого благословенного Аллахом места — макама сахабов на горе Нарыстау.
От сахабов пророка Мухаммада (с.а.с.) башкиры по своей воле 1400 лет назад приняли ислам ещё в 630-х годах и отсюда ислам распространился на просторы всего Урала, Поволжья и Сибири. Башкиры первыми приняли и подняли знамя Ислама среди тюркских народов. Мауляна Шейх Мухаммад Назим сказал, что Башкиры с самого начала Ислама были его надежной и крепкой опорой, и сегодня по воле Аллаха в честь великих Аулия и великих предков — шахидов они снова станут крепкой опорой Ислама.
В честь пророка Мухаммада (с.а.с.), всех пророков, Сахабов, а также шейха Абдуллы аль Дагстани (к.с.), шейха Мухаммад Назима (к.с.), хуаджи Амины Адиль, башкирских шейхов Зайнуллы Расулева (к.с.), Ғабдрахмана Расулева (к.с.), Мужавира хазрата(к.сю) , Абдуллы Бадретдина(к.с.) и многих других башкирских шейхов и Аулия и великих шахидов, Алдар батыра, Салавата Юлаева, Шагали Шакмана, Мурадым и Канзафар биев, в честь предводителей всех башкирских родов сотни мусульман из многих городов и районов прочитали 27 Коранов. Ради Аллаха и в честь праздника и от имени пророка Мухаммада (с.а.с.) и Аулия Аллаха и шахидов принесли несколько десятков курбанов и накормили более 10 тыс. человек.

Начало этой огромной работе было заложено ещё в 2008 году в Уфе. В Конгресс-холле прошли международные конференции в честь Шейха Накшбандийского тариката Зайнуллы Расулева- 175 летие, а также 180 летие — в 2013г., 185 летие — в 2018г.
С докладами выступали учёные со всего мира.
Одна из уфимских улиц рядом с соборной мечетью была переименована в улицу Зайнулла Расулева. На родине в городе Учалы построена мечеть имени Зайнуллы Расулева, в городе Троицке была отреставрирована пятничная мечеть шейха Зайнуллы Расулева. Также выпущены сотни радио и видео телепередач и документальных фильмов про Аулия Аллаха и шейхов Накшбандийского тариката, сотни тысяч экземпляров книг про ислам и тарикат Накшбандия в Башкортостане.
В 2020 году была проведена Международная научно-практическая конференция «Вклад мусульман России и стран СНГ в Великую Победу» и памяти муфтия Духовного управления мусульман европейской части России и Сибири и шейха Накшбандийского тариката Габдрахмана Расулева. В честь памяти многих Аулия Аллаха и шахидов прошли конференции в десятках и сотнях населенных пунктах нашей республики.
Пусть Аллах воздаст своей бесконечной милостью и благодатью всем искренним людям принимавшим участие в организации, проведении ради Аллаха столь важных для народов нашей республики и страны собраний мусульман.

Смотрите фотоальбомы собраний на Нарыс-Тау


Смотреть альбомы

Видео: Собрание мусульман на Нарыстау 12 июня 2022 г. | Нарыҫтау ауылы эргәһендә башҡорт мосолмандарының йыйыны

Ссылка, если видео не открывается  

Видео: Страсти по сахабам

Ссылка, если видео не открывается  

Видео: Нарыстау и Ярыштау, место захоронения сахабов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует! Воспоминания местных жителей

Ссылка, если видео не открывается

Видео: Гора Нарыстау место захоронения сахабов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!

Ссылка, если видео не открывается

Мобилизованный архаизм: новые тенденции в традиционной религиозной практике поклонения башкирских мусульман

А.Б. Юнусова

На основе полевых материалов автора и работ современных башкирских исследователей анализируются новые тенденции в сохранившейся до настоящего времени у башкир-мусульман практике поклонения святым местам, дается краткое описание объектов поклонения на территории Башкортостана.

Журнал: Известия Уфимского научного центра РАН
Учредители: Уфимский федеральный исследовательский центр РАН
ISSN: 2222-8349

ОБ ИСЛАМСКОЙ ТРАДИЦИИ БАШКИР


Ислам в Башкирию был принесен сахабами Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует! На вершине гор Нарыстау и Ярыштау находятся их макамы. Башкиры первыми из тюркских народов приняли религию ислам, приняли осознанно и по доброй воле. Именно поэтому они прочно держались за свою веру и благодаря героической борьбе башкирского народа ислам сегодня сохранился и укрепляется на территории Урала, Поволжья и Сибири. Тысячи мусульман-татар, спасаясь от насильственного крещения находили убежище у башкирского народа.

УЧЕНЫЕ ВЫЯСНИЛИ, ПОЧЕМУ БАШКИРЫ ПРИНЯЛИ ИСЛАМ, И КТО ЯВЛЯЕТСЯ ИХ ПРОРОКОМ


Редакция ProUfu.ru провела круглый стол на тему принятия ислама башкирами, истоках и причинах этого исторического решения. В качестве модератора выступил ученый-социолог Ильгиз Султанмуратов. А приглашенными экспертами стали:

  • Хамидуллин Салават Ишмухаметович
    Кандидат исторических наук, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, руководитель проекта «История башкирских родов»
  • Аминев Закирьян Галимьянович
    Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра социо-культурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан

Ученые предметно обсуждают насущные вопросы:

  • Как появился ислам в Башкортостане?
  • Как происходило распространение ислама среди башкир?
  • Где истоки эпоса «Урал батыр»?
  • Можно ли сказать, что Урал батыр — пророк?

ИСЛАМ В БАШКОРТОСТАНЕ

Абдрахманов Р.У., Башкирский государственный университет

В статье рассмотрены понятия об исламе, о мусульманах, о сути ислама. Кратко дана информация о родине и об основателе Ислама, суть призыва к Исламу. Археологические раскопки. Выводы ученого энциклопедиста М.И. Уметбаева: «Айдар хан- хан из башкир – основоположник Булгарского хан-
ства и основоположник религии Ислам». Автор приводит данные из источников средневековья о распро-
странении Ислама в Башкортостане до захвата Булгарского ханства ханом Тамерланом

Объекты сакрального ландшафта башкир в материалах фототеки отдела этнологии института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (от 1960-х до 2010-х гг.)

Ю.А. Абсалямова, Р.Х. Исламова

Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 58
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ И РБ в рамках научного проекта № 17-11-02010 «Ландшафт в традиционных представлениях башкир».
Предпринята попытка на основе материалов фототеки ИИЯЛ УНЦ РАН проследить развитие практики паломничества башкир к целебным источникам в период с 1960-х гг. по настоящее время. Для сравнения выбраны два объекта: источник у горы Нарыстау в Миякинском районе и Ассинский целебный родник в Белорецком районе Республики Башкортостан. На данных примерах прослеживается характерная для первой четверти XXI в. трансформация практики паломничества от локальных форм к более масштабным вариантам.

УДК 39: 069.5:779
DOI: 10.17223/19988613/58/19

Организация туристических маршрутов по святым для мусульман местам Башкортостана

Сибагатов Ф.Ф.
Колледж Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа
Башкирский государственный университет

Статья посвящена организации туристско-экскурсионных маршрутов по святым для мусульман местам Башкортостана, которые будут интересны те только верующим, но и широкому кругу людей. Есть уверенность, что со временем подобные туры будут интересны и представителям среднеазиатских республик, Казахстана, стран Ближнего и Среднего Востока. В Уфе в резенденции муфтия хранятся ценные экспонаты, которые могли бы привлечь внимание многих верующих. Например, турецким султаном было приподнесено три волосинки от бороды пророка Мухаммеда, две здесь и остались. Много интересных для верующих объектов расположено по всей республике. Подобные туры можно организовать по три-четыре дня или более. В летнее время в качестве места проживания можно использовать юрты, как это часто делают в Узбекистане, а в остальное время – традиционные гостиницы
УДК 338.485:28(470.57)

ПУТИ ИСЛАМА НА ЮЖНЫЙ УРАЛ

Салават ХАМИДУЛЛИН

Ислам на территорию современного Башкортостана стал проникать в эпоху Хазарского каганата (VII—X вв.). Бытовавшая в литературной традиции Урало-Поволжья легенда о сахабах, сподвижниках Пророка Мухаммеда (с.а.с.), якобы принесших ислам в соседнюю Волжскую Булгарию, и на этом основании провозглашавшая Булгар религиозным центром не только мусульман Поволжья, но и Урала, не выдерживает научной критики. В VII веке, когда действовали сахабы, Волжской Булгарии еще не существовало. Она возникает лишь в IX веке.

Поэтому данное предание является не более чем легендой, обосновывающей претензию сторонников булгарской традиции на духовное лидерство в регионе. Впервые она появляется на страницах сочинения «Таварих-и Булгарийа», приписываемого некоему Хусам ад-дину бен Шараф ад-дину1. Как считают исследователи, данная работа была написана в конце XVIII века, когда общественная мысль в лице Батыршаха Алиева, Мурада Ишкалиева, Тадж ад-дина Ялсыгулова обращается к наследию «булгарских предков» с целью консолидировать мусульман Урало-Поволжья перед лицом антиисламской политики Российской империи. Легенда о сахабах в Булгаре продолжает тиражироваться научными кругами Татарстана.

Так, академик АН РТ Индус Тагиров сообщает: «Автор XII столетия Абу Абдаллах Гарнати писал, что еще в 9 году хиджры (то есть в 631 году по григорианскому летоисчислению) пророк Мухаммед (с.а.с.) послал в Булгарию трех своих сподвижников». Вот текст оригинала: «Дело в том, что один человек из мусульманских купцов приехал к ним (булгарам. — С.Х.) из Бухары, а был он факихом, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел царь тяжелой болезнью… И сказал им этот мусульманин «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?». Те согласились, и купец вылечил их.

Как видим, о сахабах в тексте не сказано ни слова. Вместо них упомянут некий факих из Бухары. Очевидно, для изобретения легенды о сахабах Хусам ад-дин использовали именно этот отрывок сочинения аль-Гарнати. В то же время более объективные данные археологии говорят в пользу того, что самые первые захоронения, совершенные по мусульманскому обряду, обнаруживаются не в Поволжье, а на Южном Урале. Тому примером Левашовский могильник близ современного Стерлитамака, датируемый VIII веком и представляющий собой раннемусульманское кладбище

СХамидуллин