На днях ученые, публицисты и философы обсудили, когда и при каких обстоятельствах башкиры приняли ислам. Основной мыслью стало то, что вера пришла из Волжской Булгарии – выдумка.
В преддверии празднования 230-летия образования муфтията и предстоящего пленума ДУМ РБ, где будет избран новый муфтий Башкортостана, редакция ProUfu.ru провела круглый стол на тему принятия ислама башкирами, истоках и причинах этого исторического решения. В качестве модератора выступил ученый-социолог Ильгиз Султанмуратов. А приглашенными экспертами стали кандидат исторических наук, публицист, руководитель многотомного проекта «История башкирских родов», лауреат Государственной премии им. Салавата Юлаева Салават Хамидуллин и кандидат философских наук, специалист по эпосам и мифам Закирьян Аминев.
Как появился ислам в Башкортостане?
И. Султанмуратов: Позволю себе для затравки привести небольшую выдержку из академического издания «История башкирского народа». Авторы его пишут: «Башкиры были одними из первых в череде народов, принявших ислам добровольно. Более того, в настоящее время ряд исследователей историю распространения ислама среди башкир на Южном Урале связывают не только с Ибн-Фадланом, не только с Волжской Булгарией. Существует мнение о том, что посланник Аллаха пророк Мухаммад расссылал еще в первой половине VII века (зарождение мусульманского движения относится к 622 году и связано с переселением пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину) во все стороны Ойкумены своих сахабов – сподвижников, чтобы те несли слово божье… Сахабы, скорее всего, согласно легендарной генеалогии, приводимой Тадж-ад-дином Ялчыгулом, явились на Южный Урал, ибо в это время здесь процветала протогородская цивилизация, самым известным памятником которой является городище Уфа-II». Что вы по этому поводу думаете?
Cалават Хамидуллин:
Территория Башкирии в VII-X вв. входила в состав мощной восточноевропейской державы – Хазарского каганата. Персидский автор XI века Гардизи упоминает башкирского правителя, который служит хазарскому кагану со своим 2 000 войском. Судя по описанию, приведенные сведения относятся к более раннему периоду.
Арабо-сицилийский географ XII века ал-Идриси, описывая башкирский город Нимджан, который локализуется в районе современного Орск, писал: «А город Нимджан – маленький, но благоустроенный. Владеет им человек из числа тюрок. Управление [городом] переходит от отца к сыну, а затем к сыну сына, и власть остается у них из-за их доброго правления и мягкости обращения с простым народом. И этот город на берегу реки, называемой Сукан. Восточнее этого города есть гора Арджика. В ней – медные рудники, в которых работают более тысячи человек. Там добывают много меди, а затем отправляют ее в землю Хорезм и страну Шаш, а также в соседствующие с ними области гузов. И из этого города также вывозят шкуры лисы и шкуры животного, называемого аль-бабр , по реке в море Хазарское море, и продают их на побережье Хазарского моря и в Дейлеме по высокой цене».
Таким образом, ал-Идриси приводит ценную информацию о забытом ныне речном пути по реке Яик (Урал), который, подобно волжскому пути, имел большое значение в транскаспийской торговле. Приведенные сведения наглядно показывают, что жители Южного Урала в период существования Хазарского каганата, т.е. в VII-X веках имели тесные контакты не только с населением Нижней Волги и Северного Кавказа, но и с Дейлемом и другие провинциями сначала Сасанидского Ирана, а затем Арабского халифата.
И. Султанмуратов: Левашевское захоронение на месте нынешнего содового производства в Стерлитамаке считается раннемусульманским. Что можете сказать по датировке этого памятника и уточняет ли он время начала проникновения ислама на территорию Башкирии?
С. Хамидуллин: В 1945–1950 гг. археологом Р. Ахмеровым, краеведами П. Михайловым и П. Ищериковым проводились раскопки этого могильника, протяженность которого составляла один километр. Погребения осуществлялись по мусульманскому обряду: умершие были захоронены вместе с оружием, сбруей, украшениями и монетами. Самой ранней монетой оказался омейядский дирхем 712 года чеканки. Остальные монеты также относились к VIII веку. Это наводит на мысль, что в дальнейшем данный могильник перестал функционировать. Следовательно, VIII-XIX вв. являются нижним хронологическим рубежом захоронений. Таким образом, можно считать, что ислам на территорию Башкирии пришел задолго до образования самой Волжской Болгарии. Это следствие прямых контактов древних башкир с халифатом.
И. Султанмуратов: Как происходило распространение ислама среди башкир?
С. Хамидуллин: Через проповедников, которые добирались сюда по тому торговому пути, что я рассказал. Путь был древний, еще со скифов, хорошо известный всему Востоку. С появлением суфизма ислам у нас распространяли суфии.
З. Аминев: В Волжскую Булгарию они попадали только через башкирские земли. Другого такого короткого и безопасного пути не было. Вверх по Волге не пропускал Хазарский каганат, с которыми булгары поссорились, и где был иудаизм. Оставалась дорога только через нас. Например, в Баймакском районе есть озеро Талкас как раз на этом пути, по-ирански означает «водоем». Есть такой топоним и в Бадахшане. А недалеко в Темясово гора Рапат, что в переводе с арабского «стоянка». Дневной путь составлял 20-25 км. И расстояние между озером Талкас и селом Темяс, где гора Рапат соответствует этому расстоянию, т.е. отдохнув у озера Талкас, караваны шли дальше и попадали в Темяс, где до революции шли бойкая торговля, проводили известные всей России ярмарки.
Башкиры были готовы к принятию ислама. Восприятие происходит только тогда, когда народ находится в состоянии сам придумать нечто подобное. Культура, мировоззрение башкир были на очень высоком уровне и соответствовали догматам ислама, народ готов был воспринять ценности ислама. Известно, что многие народы, в том числе и некоторые арабские племена пророк обращал в веру силой оружия. Этого не было с башкирами. Башкиры перешли в ислам мирным путем, постепенно, исходя из своих потребностей и интересов.
Эпос «Урал-батыр» — это тот же самый Коран?
И. Султанмуратов: Я читал в газете «Республика Башкортостан» ваше интервью под названием «Нашему народу ислам проник уже в VII веке». В нем вы утверждаете, что еще в доисламскую эру у башкир столпом мировоззрения служил эпос «Урал-батыр», в котором есть признаки монотеизма, что и способствовало затем гармоничному принятию ислама. Можете перечислить эти признаки?
Закрьян Аминев:
Эпос «Урал батыр» — это космогонический эпос. А космогония не у всех народов есть. Это описание того, как возникает мир (Донъя). Установлено, что в период господства мифологического мышления космогония и становление социума (этноса) объединены общими сюжетами и зачастую сводится к этно- и социогонии и наоборот.
Башкирская мифология (как универсальная форма общественного сознания в древнее время) содержит в иносказательной форме, в виде аллегорий древнейший комплекс религиозных, нравственных, эстетических, правовых, воззрений, понятий народа. Все эти представления служили укреплению солидарности этноса, культивировали общественную целостность и подготавливали человека к жизни в обществе, разъясняя бытующие в этом обществе традиции, ценности и нормы поведения.
Коран – тоже можно рассматривать как произведение, содержащее космогонию. Пророк Мухаммад объединил разрозненные племена и возник единый арабский народ. Им нужна была идеология и ею стал Коран. В «Урал батыре» есть почти все, что есть в Коране. Например, у пророка Мухаммада – четыре халифа. У Урал батыра тоже четыре последователя (три сына и сын Шульгена), которые завершают его дело. В множестве опубликованных переводов эпоса слово «Аллах» напечатали как «Тенгри», хотя в изначально записанной М. Бурангуловым версии див, который изумился великим деяниям Урал батыра заявляет: «Такое может только Аллах сделать!».
Башкиры уже в древние времена поняли, что бог есть. Ибн Фадлан писал, что у башкир множество божеств воды, гор, рек и т.д. Вернее, его перевели так неправильно, в башкирском языке есть слово «эйэ», оно не коим образом не означает божество, это скорее духи местности. На самом деле там имелось в виду, что у башкир есть вера в духов гор, рек, озер. Но тот же ибн Фадлан говорит, что главный бог у башкир — на небесах, которому все подчиняется. Т.е. народ уже был на уровне осознать монотеизм.
И. Султанмуратов: Лет десять назад в разговоре с вами, Закирьян Галимьянович, я впервые услышал, что Урал батыра по многим признакам можно назвать пророком.
З. Аминев: Действительно, можно сказать, что Урал батыр – это пророк, отправленный нашему народу — он устанавливает законы общества и создает народ. Первым из водного хаоса создается Урал (Уральские горы) как родина башкир, сам Урал уже собирает народ и дает ему моральные установления. Говорит им: «Будьте людьми!», делайте добро. Много параллелей в эпосе с зороастризмом, первой монотеистической религией.
Еще важный признак пророчества – чудеса, великие деяния, что вершит Урал батыр. Каждый его шаг – это и подвиг, и великое чудо, и великое испытание. То есть мы видим, что Урал батыр соответствует сказанному Спинозой мнению, что пророк создает свой народ. Идея единого бога есть в башкирском фольклоре, она разбросана в пословицах, сказках, легендах, преданиях и других жанрах. Собрать и составить цельную картину – задача будущих ученых.
И. Султанмуратов: Где же истоки эпоса «Урал батыр»?
З. Аминев: В эпосе «Урал батыр» нет ничего тюркского. Челябинский археолог Григорьев, изучивший Синташту и Аркаим, сделал вывод, что люди, жившие там, вышли из Передней Азии и до Урала дошли примерно 10-15 тысяч. Наш регион был долгое время самой северной окраиной древней цивилизации, идущей с Передней Азии. Где-то, начиная с 7-6 тысяч лет назад, четко видна (по археологическим памятникам) территория Исторического Башкортостана. Есть такое понятие «вмещающий ландшафт». У страны башкир по всем источникам видны границы такого ландшафта: Тобол и Иртыш с востока, запад Тюменской области в районе Ирбита, Свердловская область, Пермский край, т.е. Средний Урал, по р. Чусовая, Кама, Волга до Каспия и Приаралья. Тут имелись естественные границы, которые и определили пространство будущей родины башкир.
С. Хамидуллин: Не даром же, Урал и Арал. Как две параллели. Между ними была единая культурно-хозяйственная область со времен скифов, может и раньше даже.
И. Султанмуратов: В связи с этим вопрос. В 1994 году вышла статья Салавата Галлямова в журнале «Шонкар» под громким названием «Урал-батыру: 4000 лет». А вы каким временем датируете возникновение эпоса?
З. Аминев: Необходимо понимать, что в эпосе много временных пластов. Например, есть место, где пишется, что Кахкаха собрал всех дивов на Коттау. В иранских языках Кахкаха – Млечный путь, а Кот тау — это вершина Полярной звезды. Астрономы давно вычислили, что 12600 лет назад Млечный путь проходил через Полярную звезду, а не как сейчас, и в башкирском эпосе это четко отражено.
С. Хамидуллин: К тому же, Котов находит в эпосе сюжеты, которые имеют параллели с наскальными рисунками в пещере Шульган-таш. Соответственно, это говорит о том, что начало эпоса «Урал батыр» в каменном веке.
З. Аминев: Зарождение религии связывают с ситуацией эмоционального стресса, а следовательно, с тупиковыми ситуациями в жизни общности, когда становится очевидно, что существующий опыт не помогает разрешить противоречие. Если экстраполировать эту мысль на ситуацию с принятием башкирами ислама, то необходимо отметить, что башкиры VII-X вв. сформировались как этнос, сложились как полноценный, устойчиво развивающийся народ, имеющий политический вес среди своих соседей и ему нужна была новая идеология, устраивающая все составляющие данный народ рода… Народ нуждался в упрочении единства, в едином мировоззрении, основой которого стал ислам.
С. Хамидуллин: Чтобы закрепить скажу два основных вывода:
- По данным археологии и нумизматики последователи ислама появились на территории Южного Урала не позднее VIII века, что не исключает и более раннего проникновения мусульманских проповедников, в том числе сахабов.
- Легенда о пребывании сахабов в Волжской Болгарии не соответствует действительности, поскольку в VII веке ее попросту не существовало. В тоже время в башкирском фольклоре широко представлена апокрифичная традиция о пришедших сахабах. А данные археологии показывают, что сделать это они могли только по так называемому пути «из башкир в хазары». Проникновение ислама шло с юга по древним торговым пути по р. Урал (Яик). Необходимо донести это до людей и сегодняшняя наша беседа, надеюсь, послужит этому.