ОБ ИСЛАМСКОЙ ТРАДИЦИИ БАШКИР
Ислам в Башкирию был принесен сахабами Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует! На вершине гор Нарыстау и Ярыштау находятся их макамы.
В 2022 году в Татарстане прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия ислама волжскими булгарами в результате прибытия в Среднее Поволжье миссии багдадского халифа, секретарем которой был Ибн Фадлан. В связи с этим возникает ряд вопросов: как относиться башкирам к празднованию данного события, следует ли его воспринимать как одно из поворотных моментов башкирской истории, каким образом ислам утвердился в Башкирии? Данные науки показывают, что попытки татарского духовенства представить прибытие арабского посольства в Булгар в 922 году как точку отсчета исламской религии на территории Поволжья, Урала и Западной Сибири не имеют никаких оснований и являются идеологически ангажированными. Миф о том, что предки башкир восприняли ислам от волжских булгар является лишь неприкрытым обоснованием претензий татарской этнократии и связанной с ней части мусульманского духовенства на политическую гегемонию в исламской умме России.
На самом деле, для того, чтобы учению пророка достичь земли предков башкир посредничество булгар было ненужным, ибо ислам успешно проник туда гораздо ранее. Левашовский могильник VIII-IX вв., раскопанный близ Стерлитамака в 1945-1950 гг., был определен археологами как «раннемусульманское кладбище», то есть уже в VIII веке на территории Башкортостана жили люди, исповедовавшие ислам! Заметим, что в этот период времени Волжской Булгарии еще не существовало, следовательно, ни о каком булгарском исламизирующем влиянии на башкир речи быть не может. Именно это имел в виду американский исламовед Аллен Франк, когда писал: «…самое важное в многочисленных и зачастую очень архаичных легендах об исламизации, записанных башкирами, – это то, что город Булгар в них совсем не фигурирует, а исламизация приписывается миссионерам из Бухары, Багдада и Анатолии».
Описание страны «внешних башкир», оставленное арабским географом XII в. Мухаммадом ал-Идриси, наглядно показывает, по каким маршрутам ее жители проникали в страны ислама: добытую в горах Урала медь они везли в области Хорезм и Шаш (Ташкент), а пушнину – в столицу Хазарии город Итиль и в южнокаспийские провинции халифата (Дейлем, Джурджан). В обратном направлении из этих областей «дар ал-Ислам» в Башкирию двигались мусульманские проповедники, о чем свидетельствуют сохранившиеся захоронения «аулия», например, на горе Ауш-тау в Учалинском районе РБ, могила Туй-Мухаммеда в Караидельском районе РБ, мавзолей Хусейн-бека в Чишминском районе РБ и другие. Все они прибыли из Средней Азии, либо из стран Ближнего Востока – и ни один с территории Волжской Булгарии! Не случайно, ал-Идриси писал, что отношения между башкирами и волжскими булгарами носили конфронтационный характер, а «война между ними идет с незапамятных времен». Результатом враждебных отношений между соседями стало то, что башкиры после 14 лет сопротивления монголам, в конечном итоге, заключили с последними союз и приняли участие в разгроме Волжской Булгарии.
Оказавшись в составе Золотой Орды, Башкортостан долгое время сохранял свою автономию в качестве вассального от монгольского хана княжества, что находило подтверждение в письме венгерского монаха Иоганки, посетившего Башкирию 1320 году в поисках прародины венгров и нашедшего там «государя всей Баскардии ревностным мусульманином».
Возвращаясь к рассказу Ибн Фадлана, отметим, что в своем караване он упоминает башкира-мусульманина, что также не вяжется с концепцией булгарского исламизирующего влияния. А недавно иранские ученые из университета Шахида Бехешти обнаружили еще один вариант «Записки» Ибн Фадлана, в которой утверждается, что в городе Башгирд путешественник видел мечеть, вмещавшую 500 человек. Это была Азиевская мечеть, которая находилась на территории нынешнего г.Уфы, у р. Берсувань возле горы Карагул (нынешнее с.Чесноковка Уфимского района). В последующим мечеть такой же величины Ибн Фадлан основал и в г. Булгар.
Ислам в Башкирию был принесен сахабами Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует! На вершине гор Нарыстау и Ярыштау находятся их макамы. Башкиры первыми из тюркских народов приняли религию ислам, приняли осознанно и по доброй воле. Именно поэтому они прочно держались за свою веру и благодаря героической борьбе башкирского народа ислам сегодня сохранился и укрепляется на территории Урала, Поволжья и Сибири. Тысячи мусульман-татар, спасаясь от насильственного крещения находили убежище у башкирского народа.
Предания о принятии Ислама предками башкир от сахабов, то есть от сподвижников Мухаммада (с.а.с) были записаны фольклористами и вошли в ряд изданий. Вплоть до сегодняшних дней они бытовали среди населения в разных частях Башкортостана. Например, по воспоминаниям жителей деревень, находящихся близ урочищ Нарыстау Миякинского района и Ярыштау Давлекановского района, на вершинах этих возвышенностей еще в годы Великой Отечественной Войны (ВОВ) сохранялись остатки древних каменных сооружений, мавзолеев (кэшэнэ) и их предки испокон веков перед уходом на войну или по иным мотивам ходили молиться Аллаху у могил сахабов на горе Нарыстау. На своем языке они их именовали «людьми пророка» (пәйғәмбәр кешеләре), о них были записи на полях страниц древних Коранов, хранившихся в сельских мечетях. В годы ВОВ поток людей многократно увеличился и именно поэтому эти кэшэнэ были снесены по указанию партийно-государственных органов. В настоящее время на Нарыстау имеется мемориальный комплекс, посвященный сахабам, а на пожертвования мусульман построена мечеть. Ежегодно Нарыстау посещают до 150 тысяч человек, стекающихся сюда не только из разных уголков Башкортостана и российских регионов, но также из соседних стран – Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и дальнего зарубежья.
Таким образом, история ислама на территории Башкортостана никак не связана с волжскими булгарами. Местная исламская традиция является совершенно самостоятельной и самодостаточной, чему свидетельствуют легенды о сахабах, данные археологии, могилы проповедников (Мухаммад-Рамазан ал-Ауш, Туй-Мухаммад, Хусейн-бек и др.), наличие собственных башкирских муфассиров (Бахидиршах ал-Гайнави, Тадж ад-Дин Ялчигул ал-Башкурди, Шас ад-Дин Заки), суфийских шейхов (Али Чукури, Наср ад-Дин Бураи, Зайнулла Расули, Абдул-Хаким Чардаклы и др.), муфтиев (Мухамедьяр Султанов, Риза ад-Дин Фахреддинов, Абдрахман Расулев).
Наиболее полно соответствует исторической традиции, а главное, природе нашего народа – это суфизм, т.е. тарикаты. Многие поколения наших предков придерживались именно пути духовного развития тариката Накшбандия, который без сомнения, принес и приносит прекрасные плоды сохранения веры на высочайшем уровне учености и искренности (ихлас). Великими шейхами-учителями (муршидами) Накшбандийского тариката были башкиры Мауляна шейх Абдулхаким Курбангалиев, Абдулла Саиди ишан, Мужавир хазрат, Гатаулла ишан, Толомгужа ишан, Сахиулла ишан, Мауляна шейх Гиляжетдин, Мауляна шейх Абдульгани, Шамигул хальфа, Саиди Ягафар ишан, Мурадым ишан, Али Чукури, Арифулла Киеков и многие другие. Они, родившиеся в разных уголках исторического Башкортостана, своим благочестием и знаниями снискали признание не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами. Они были опорой истинного ислама в наших краях. Их деятельность поддержала высокую нравственность общества, укрепляла веру и единство нашего народа.
В памяти народа одно из главных мест занимает образ великого Салавата Юлаева, непокоренного батыра, суфийского поэта, чьи стихи проникнуты безграничной любовью и благодарностью к Творцу. В них он восхищается тем, как каждый цветок, каждое творение Аллаха восхваляет своего создателя. Зная Священный Коран наизусть, он сердцем чувствовал бесконечность Любви Аллаха и в поэзии отразил отношение своего народа к этой бренной жизни и жизни в присутствии Аллаха.
Не забыты имена Саиди Джафара, Султана Аулия Мурата Кучукова, Кильмяк хафиза Нурушева, Кинзя абыз Арсланова. Педагогический университет носит имя просветителя, суфийского поэта Акмуллы.
Шейх Зайнулла ар-Расули был великим башкирским шейхом тариката Накшбандия-Халидия на территории Поволжья Урала, Западной Сибири, Кавказа и Крыма. Не случайно он носил высший титул духовной иеархии – Кутб-Заман (Кутдуси Сиррух), то есть «Полюс времени». Бесспорен факт глубокого влияния Шейха Зайнуллы Расулева не только на простых верующих, но и на многих выдающихся мусульман дореволюционного духовенства. Особо стоит отметить ученого, башкирского политика Ахмет Заки Валиди Тогана, башкирского поэта Шайехзаду Бабича, башкирского историка Мурата Рамзи. Русский академик востоковед В.В.Бартольд в своей книге, посвященной шейху Зайнулле Расулеву, привел широко известные слова о том, что он был «духовным королем своего народа». Видные мусульманские деятели Галимжан Баруди, Ризаитдин Фахретдин, сын шейха Абдрахман Расулев, Шакир Хилялетдинов, в разные годы занимавшие высокий пост муфтия, руководителя Духовного управления мусульман России, признавали Зайнулла ишана своим духовным наставником и считали за честь быть его последователями. Шейх Зайнулла Расулев свой высокий духовный уровень, высокие духовные обязанности, а самое главное, секрет тариката передал своему сыну шейху Габдрахману Расулеву.
В мире не так много мест, где сохранился истинный, искренний, мирный ислам. Поколения наших предков сделали все, чтобы донести до нас его свет, и ответственность за мир и согласие в нашей стране теперь лежит на нас. Только способствуя возрождению такого Ислама можно остановить проникновение чуждых радикальных идеологий в умы и души наших мусульман.